Среди тенденций, катализированных пандемией, цифровизация выделяется темпами своих изменений. Большая часть образовательных, рабочих и социальных служб была переведена в онлайн за считанные недели. Хотя многим людям не хватает доступа к интернету, оборудования и навыков для работы с ним, – что часто является фундаментальными правами, – большая часть этих изменений останется с нами. Жить в 21 веке без Интернета будет все труднее и труднее. Для таких городов, как Барселона, решением является политика, которая ставит людей и их права в центр цифрового перехода.

С 14 марта по 18 мая в Барселоне действовал режим строгой изоляции. Жители могли покидать свои дома только для покупки продуктов и лекарств, посещения врача или неотложной работы. До тех пор, пока в июне не восстановилась определенная норма, 73 процента людей, которые были всё еще трудоустроены, осуществляли эту работу из дома. Дети школьного возраста также оставались дома, поскольку всё обучение проводилось онлайн.

Пандемия ускорила цифровизацию, так как моментально появились технологии для облегчения коммуникации, улучшения качества оказания социальных услуг и поддержания экономической активности во время локдауна. Города были главной ареной этой акселерации. В Барселоне цифровые технологии лежат в основе реагирования на кризисы сферы здравоохранения, а также социально-экономические кризисы: от производства средств индивидуальной защиты и социальных действий по поддержке уязвимых групп населения до широкомасштабного перехода к удаленной работе. Электронное администрирование обеспечило цикличную связь муниципальных услуг.

Предотвращение перехода социального дистанцирования в социальную изоляцию было принципом, в соответствии с которым действовали Барселона и многие другие европейские города. Но изоляция также выявила вопиющее неравенство в уровне доступа к цифровым технологиям и их использованию. Последствия все более известного «цифрового разрыва» очевидны: цифровизация влияет на доступ к правам человека, таким как право на труд, качественное образование, равные возможности, доступ к государственным услугам, достойный уровень жизни, гендерное равенство и общедоступность.

В последние годы «цифровые права» – в первую очередь касающиеся вопросов конфиденциальности, данных, прозрачности и технологической ответственности – стали частью европейской технологической повестки дня. Принятие Общего регламента по защите данных в 2016 году является ярким примером в этой области. Однако материальный аспект цифровизации и ее социальное влияние почти не выносятся на обсуждение. Пандемия предлагает возможность скорректировать этот курс и выдвинуть прогрессивную социальную повестку дня цифровой эпохи: цифровой переход не будет работать, если он не будет работать для всех.

Технологический гуманизм и человеко-ориентированный цифровой город

Последние пять лет городской совет Барселоны продвигал модель цифрового города, основанную на правах человека. В течение предыдущего муниципального срока (с 2015 по 2019 год) цифровая политика Барселоны способствовала установлению технологического суверенитета города. Сеть из 15 000 городских сенсоров Sentilo была установлена по запросу городской администрации, для генерации в реальном времени данных о мобильности, управлении отходами, качестве воздуха и потреблении энергии. Платформа Decidim с открытым исходным кодом для стимуляции цифрового участия граждан, была запущена и теперь используется в более чем 100 городах в 20 разных странах. Бесплатное программное обеспечение составляет более 70% муниципального бюджета цифрового развития, который направлен на обеспечение того, чтобы и граждане, и государственный сектор могли выбирать этичные цифровые услуги – с точки зрения использования данных, а также с точки зрения контроля технологий гражданами.

[…] Подход, основанный на праве, вероятно, является единственным способом внести социальную справедливость в анализ цифрового разрыва и в то же время заставить органы государственной власти действовать.

Нынешнее муниципальное правительство, коалиция между муниципалитетами Барселоны En Comú и социал-демократической партией Социалистов Каталонии, расширило фокус цифровой политики, чтобы популяризировать «технологический гуманизм». Цифровой город, ориентированный на людей, должен быть построен на политике, гарантирующей основные права и свободы (конфиденциальность, участие и гражданский контроль); он должен также демократическим путем регулировать новые технологии (искусственный интеллект, 5G) на основе характера использования их в обществе. Помимо прочего, в таком городе цифровое измерение включено в существующий набор социальных прав (таких как образование, социальная помощь, доступность и жилье).

Социальное неравенство, цифровое неравенство

Барселона – город неравенства. По данным за 2017 год, большая часть населения (52,9%) проживает в районах со средним уровнем доходов и 16,7% – в районах с высоким уровнем доходов. [2] Почти треть населения (30,4%) проживает в районах с низким уровнем доходов. Доходы в самых благополучных районах (Педральбес в Ле-Кортс) в 6,4 раза выше, чем в районе с самым низким доходом – Сьютат-Меридиана в Ноу-Баррис.

Пандемия затронула, в большей степени, бедные районы. С одной стороны, многие работники с низкими доходами не могут выполнять свои обязанности вне офиса или рискуют потерять свой доход из-за отсутствия работы. С другой стороны, дома в районах с самым низким уровнем дохода обычно на 47 квадратных метров меньше, чем в среднем по городу (134 квадратных метра). [3] Экономический кризис только усугубил существующее неравенство. С января по август безработица в Барселоне выросла на 2,1% и достигла 8,6%. В районах с более низким уровнем дохода, таких как Сиутат-Меридиана, Тринитат-Велла и Валлбона, наблюдался больший рост уровня безработицы, чем в более богатых районах.

Доход в районе с самым высоким доходом […] в 6,4 раза выше, чем в районе с самым низким доходом […]

Цифровой разрыв строится вокруг того же городского неравенства. В 2016 году 96 процентов жителей Барселоны сообщили, что у них есть доступ в Интернет. В одном из беднейших районов города, Торре-Баро в Ноус-Баррис, этот показатель был ниже – 62%. Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что средний возраст, гендерный состав, уровень образования и доход в районе являются определяющими в вопросе наличия доступа и использования Интернета.

Каталонии опубликовали данные о влиянии цифрового разрыва на людей, являющихся основными их пользователями; в особенном фокусе были уязвимые сообщества. У 20% респондентов не было домашнего компьютера, а у 18,5% не было свободного доступа в Интернет. В домохозяйствах с чистым доходом менее 500 евро в месяц 42% не имели компьютера, а 28 % не могли получить доступ к Интернету по своему запросу. Социально-экономические условия играют очевидную роль, но также важен и социальный капитал. Среди людей с не испанским гражданством, обслуживающих организации третьего сектора, процент неспособных получить свободный доступ к Интернету растет и сейчас равняется 37.

Цифровой разрыв и Covid-19

Пандемия еще больше усугубила последствия цифрового разрыва. Фонд Hàbitat3 – это оператор социального жилья, который управляет квартирами для семей, находящихся в чрезвычайной социальной ситуации. Hàbitat3 выступает гарантом арендной платы, управляет условиями аренды и обеспечивает адекватную социальную помощь. Данные опроса арендаторов о цифровом разрыве с марта по июнь 2020 года показывают масштабы кризиса.

Во время изоляции у 26 процентов семей-арендаторов не было домашнего Wi-Fi; 16% также не имели доступа к Интернету через мобильные телефоны или планшеты, а 6% не имели доступа к Интернету вообще. Среди тех, кто мог подключиться, чаще всего использовались такие цели, как образование и работа. И все же, когда 45 процентов респондентов могут получить доступ к Интернету только через мобильный телефон, а 50 процентов семей состоят из трех или четырех человек, влияние цифрового разрыва на доступ к качественному образованию или достойной работе очевидно. Социальные работники Hàbitat3 Foundation также сообщили, что многие арендаторы столкнулись и с трудностями при выполнении административных процедур в Интернете, участии в онлайн-образовательных мероприятиях, поиске работы и доступе к платформам для видеоконференций. Цифровой разрыв также зависит от навыков пользования цифровыми инструментами.

Города принимают меры

Вскоре после первого локдауна, в июле, 79 процентов жителей Барселоны считали, что удаленная работа станет нормой в будущем. Шестьдесят восемь процентов поддержали крупномасштабный переход на режим удаленной работы как для частного, так и для государственного сектора. Но если цифровая трансформация вызовет новые потребности в доступе к государственным услугам, не должны ли государственные органы создать и новые способы их удовлетворения?

Реакция городского совета Барселоны свидетельствует о прогрессе в этом направлении. К концу апреля 5300 мобильных устройств уже были розданы учащимся, пострадавшим от цифрового разрыва. Параллельно с этим, городская межпартийная рабочая группа по пост-коронавирусному восстановлению, в которую также входят более 200 гражданских общественных организаций, определила цифровую инклюзивность в качестве приоритета для города. За последние четыре месяца 2020 года, в рамках городского плана внедрения цифровых технологий в чрезвычайных ситуациях, будет инвестировано 700 000 евро в обеспечение цифрового доступа и обучение людей из финаново-нестабильных районов. Кроме прочих мер, план направлен на укрепление сети местных сервисов для микрорайонов (муниципальные лаборатории Fab Lab), где жители могут получить доступ к Интернету и использовать цифровые технологии. Городской совет предоставит муниципальным офисам в районах с низким доходом инструкторов для обучения людей цифровым навыкам, таким как доступ к муниципальным процедурам в Интернете и использование программного обеспечения для видеосвязи и электронной почты. Гранты будут направлены общественным организациям, борющимся с «цифровым разрывом» в определенных группах, таких как мигранты и женщины с низкими доходами.

[…] Города не могут самостоятельно преодолеть цифровое неравенство […]

Этот план является первым своего рода для Барселоны. Но города по всей Европе и США предпринимают аналогичные действия для повышения цифровой вовлеченности во времена Covid-19. В рамках программы Milano Aiuta городской совет Милана заключил соглашение о сотрудничестве с Samsung для оказания бесплатной поддержки людям старше 65 лет, испытывающим трудности с использованием Интернета. Во Франции городские администрации Парижа и Нанта приняли к реализации программы цифровых ваучеров: в Нанте 2000 человек получили 50 евро в обмен на посещение курсов цифрового обучения в общественных организациях.

Однако наиболее амбициозной инициативой является «Internet Master Plan» Нью-Йорка. В январе 2020 года управление города обнаружило, что 18 процентов жителей (более 1,5 миллиона человек) не имеют доступа к Интернету дома или через мобильный телефон. Что касается людей, живущих за чертой бедности, среди них наблюдалось до 46 процентов человек, не имеющих домашнего доступа в Интернет. Объявленный перед пандемией план направлен на обеспечение универсального подключения к Интернету в Нью-Йорке. В контексте Covid-19 мэр Ди Блазио объявил о дополнительных инвестициях в размере 157 миллионов долларов для ускорения его реализации, из которых 87 миллионов были взяты из бюджета полиции Нью-Йорка.

Цифровая интеграция в контексте многоуровневости

Но города не могут самостоятельно преодолеть цифровое неравенство – особенно в условиях падения доходов и бюджетных ограничений. Действия и стратегии для справедливого перехода к цифровым технологиям должны быть применены на разных уровнях – от городов до всего Европейского Союза. Если мы хотим придать определенность широкому праву на цифровую интеграцию, нам необходимо внести цифровизацию в центр политических дебатов, обновить законодательство, экспериментировать с политическими мерами и наладить сотрудничество между правительствами, общественными организациями и исполнителями.

Цифровая политика становится все более актуальной на всех уровнях. В июне Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш представил План цифрового сотрудничества (Roadmap for Digital Cooperation) с такими целями, как цифровая интеграция и всеобщее вовлечение к 2030 году. Правительство Испании представило свой план España Digital 2025, который обещает инвестиции в 100-процентное широкополосное подключение и новые технологии, а также развитие цифровых навыков. Европейская комиссия призвала правительства убедиться, что по крайней мере 20 процентов инвестиций, сделанных с использованием средств фондов ЕС Следующего Поколения (the Next Generation EU funds), приходились на цифровую сферу.

Но нам нужно пойти дальше: подход, основанный на правах, вероятно, единственный способ внести социальную справедливость в анализ цифрового разрыва и, в то же время, заставить государственные органы принять меры. В этом случае, правительства стран должны обновить текущую правовую базу, чтобы адаптировать ее к потребностям цифрового перехода. Это означает не только усиление того, что считалось строго «цифровыми правами», но также признание доступа к социальным и политическим правам – праву на участие, образование, доступность, социальную помощь, гендерное равенство, работу и жилье – включающим теперь также и доступ к Интернету, необходимые навыки и подходящие условия для использования цифровых инструментов на равных условиях.

Именно в этом контексте Барселона призвала правительство Испании признать право на цифровую интеграцию в качестве социального права нового поколения. Барселона предложила преобразовать общий термин «право на цифровое включение» в конкретный перечень законных прав – прав, которые, при необходимости, могут быть переданы в суд. К ним относятся право на открытый и свободный Интернет, право на базовую подготовку и профессиональную подготовку в области знаний и ответственного использования новых технологий, а также право на недискриминацию в доступе к государственным услугам из-за отсутствия цифровых навыков.

Это не означает, что города не могут ничего сделать с явлением цифрового разрыва, пока он не произойдет. Напротив, лоббирование цифровой интеграции предполагает разработку политики, обеспечивающей доступ в Интернет на микроуровне. Речь идет о моделировании ситуаций, таких как схема скидок на цифровые услуги для людей с низким доходом, способы финансирования появления оптоволоконной связи в районах с меньшим покрытием Интернета, увеличение количества типов электронных устройств на семью и содействие обмену знаниями и цифровыми навыками. Местный масштаб, на уровне города, района или сообщества, лучше всего подходит для тестирования инструментов такой политики на предмет эффективности внедрения цифровых технологий.

Местные органы власти должны играть ключевую роль в подобных решениях, выявляя их слабые стороны, потребности и, в некоторой степени, финансируя эту политику. Они также могут создать экосистему интеграции, связывая частных операторов технологий с общественными организациями, работающими с группами, затронутыми цифровым разрывом, и создавая нормативные и финансовые стимулы для их сотрудничества.

Однако правда в том, что включение социальной справедливости и прав человека в дебаты о цифровизации является предварительным условием для преодоления цифрового разрыва. Вот почему в эпоху пост-Covid как никогда актуально работать над признанием права на цифровую интеграцию и активизировать дебаты о неравенстве и социальных правах в центр европейской цифровой модели (the European digital model).

Европейский путь цифровизации

Европа находится между моделью платформенного капитализма и экономики данных, родом из Кремниевой долины и китайской моделью цифрового развития, направленной на процесс политического контроля. В обоих случаях цифровизация порождает победителей и проигравших. Европейский путь должен предложить альтернативу этой дихотомии.

Это означает усиление способности Европы развивать цифровизацию за счет развития потенциала её использования в промышленных инновациях, общих пространствах данных и в секторе искусственного интеллекта, как это уже было объявлено Европейской комиссией. Но, прежде всего, это означает предложение справедливого цифрового перехода, соответствующего европейским ценностям демократии, равенства, прав человека и социальной сплоченности. Концепция справедливости затрагивает все стороны цифрового перехода, который, разумеется, является многосторонним явлением. Налоговые системы должны научиться правильно регистрировать деятельность транснациональных цифровых платформ. Необходимо установить четкие ограничения на способность частного сектора получать прибыль от личных данных, на основе наших основных прав и свобод. Правительства и частный сектор должны преобразовать способы производства и потребления в сторону тех, которые способствуют экологическому переходу.

Европа находится между моделью платформенного капитализма и экономики данных, родом из Кремниевой долины и китайской моделью цифрового, направленной на процесс политического контроля.

Города должны иметь возможность регулировать влияние цифровых платформ на реалии, в которых они существуют. Новые технологии, особенно искусственный интеллект, должны соответствовать этическим критериям, чтобы далее не воспроизводить уже существующее социальное неравенство. В то время, когда цифровые связи и навыки определяют равные возможности и уровень обеспечения социальными правами, такими как образование, работа, здравоохранение, доступность и общественные услуги, они, совершенно точно, должны быть доступны каждому.

Перевод Людмилы Гавриленко

Life Under Shock: Understanding the Pandemic
Life Under Shock: Understanding the Pandemic

Recognising that a pathogen will not bring forth a fairer, more sustainable future but people, ideas and politics can, this edition asks how the health crisis will influence our world in the years to come.

Order your copy