Изменение климата – это не просто фоновый шум в загруженном 21 веке. Независимо от того, неконтролируемо подпитывается ли изменение климата или сдерживается и управляется, оно будет определять будущие поколения, влиять на снабжение пропитанием и преобразовывать регионы. В этом эссе Од Массио расскажет параллельную историю одной жизни с двумя судьбами в Европе в 2049 году.

В 2018 году представители из 197 стран встретились в Польше, Катовице, на климатической конференции ООН по климату – КОП 24 – для обсуждения путей борьбы с климатическом кризисом. «Мы осознаем огромную проблему, с которой мы сталкиваемся из-за изменения климата», – заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, – «и мы знаем, что мы не на правильном пути». Даже в те роковые годы будущее человечества было под угрозой, а многие эффекты глобального изменения климата были известны: от ментальных заболеваний и проблем с сердечно-сосудистой системой до ускоренного распространения инфекционных заболеваний.

Не осознавая этого в полной мере, человечество перевернет страницу КОП 24, саммита, который должен был основываться на Парижском соглашении, «последнем шансе», подписанном три года назад. Родившаяся во Франции в 2012 году Сурия как часть климатического поколения столкнется с двумя возможными сценариями будущего. В зависимости от действия или бездействия стран, институций, бизнесов и граждан, две возможные жизни – коричневая и зеленая – прожитые Сурией до декабря 2049 резко контрастируют между собой и напоминают нам о климатическом кризисе, с которым мы столкнулись в 2019 году.

Планета на грани

Усталый голос: «Это уже третий раз в году, когда наш дом затопило. Страховые компании завалены работой и не принимают никаких претензий до 2051 года. У нас не остается выбора, кроме как оставить всё и найти другое место для жизни. Могу ли я с твоим отцом остаться у тебя на пару дней?»

«Конечно, я очень вас жду», ответила Сурия. Она отключилась от звонка и голограмма её матери исчезла в наручных часах. Она вспомнила свой дом на юго-западе Франции, который её родителям придется покинуть. С тех пор, как в 2041 году случились сильные наводнения, она знала, что этот день настанет.

Девушка автоматически пролистала последние оповещения от Google на её 3D экране. Среди фотографий деревень, разрушенных наводнениями на юге Франции, она заметила одну статью: «Китай запускает большой геоинженерный эксперимент без согласия соседних стран». Эта технология, ещё не известная общественности двумя десятилетиями ранее, была надеждой в борьбе против климатического кризиса. И одним из величайших прыжков в неизвестность.

Всплески загрязнения

После тепловых волн, унесших жизни 65 тысяч человек в Китае годом ранее, Пекин решил выпустить огромное количество частиц в стратосферу. Предполагается, что они отражают солнечную радиацию обратно в космос, тем самым снижая температуру планеты. Однако статья, опубликованная группой из 41 тысячи ученых, предупреждает о сопряженных с этим экспериментом рисках. Несмотря на десятилетия исследований по-прежнему невозможно сказать, как это влияет на экосистемы Земли.

Сурия вздохнула. С неё было достаточно катастрофических заголовков о будущем человечества. В то лето жара длилась три недели, температура достигала 45 градусов по Цельсию. Спать в её плохо изолированной квартире в Нанте, небольшом городе на востоке страны, было невозможно.

Она не могла открыть окна, потому что вместе с жарой пришёл и всплеск загрязнения. Будучи астматиком, как и многие её друзья, она мечтала вернуться во времена её родителей, в 2000-2010 годы. Время, когда человечество осознавало опасность, но все ещё наслаждалось роскошью откладывать необходимые общественные изменения. В 2019 считалось, что члены-государства Европейского Союза смогут преодолеть свои разногласия. Но результаты европейских и национальных выборов по всему континенту подорвали попытки по сотрудничеству. Равно как и гражданам не удалось показать своим лидерам, что окружающая среда была для них на первом месте.

Сурия хорошо знакома с этой проблемой. Она работает в Нанте в департаменте по приему беженцев. В своей работе она больше не различает тех мигрантов, которые спасаются от войны, от экономических или климатических мигрантов. ООН прогнозирует, что к 2060 году число климатических мигрантов достигнет отметки в 500 миллионов, повышая свои предыдущие прогнозы. Столкнувшись с таким наплывом, Франция не смогла сохранить свою политику закрытых границ. Предыдущее правительство пыталось, но эта политика привела к вспышкам насилия и поражению на последних президентских выборах.

В офисе Сурия перегружена заявлениями на получение убежища от людей, бегущих из Сахеля (район между Сахарой на севере и Суданской саванной на юге). Экстремальные волны жары, превышающие 50 градусов, сделали некоторые зоны непригодными для жилья, поэтому люди мигрировали на север. Лео, партнер Сурии, посмотрел документальный фильм на эту тему всего неделю назад. Он объясняет: «По-видимому, увеличение температуры на 1.7 градуса с начала промышленной революции повлияло на потепление океанов, особенно Атлантического. Это вызвало замедление Гольфстрима, что в свою очередь привело к тому, что муссонные ливни в западной Африке переместились на юг. В результате происходит опустынивание Сахеля».

Дорогое пиво

В последнее время супруги все чаще обсуждают, как они страдают от последствий бездействия их родителей и бабушек с дедушками. «Пока мы живы, надежда есть», – любит повторять Лео за бокалом английского вина (пиво стало слишком дорогим из-за дефицита хмеля). Он работает в фермерском кооперативе. Они распространились по всей Франции, вплоть до открытия крупных супермаркетов за городом.

Сурия менее оптимистична. Она изо всех сил старается не замечать бедствия, которые происходят изо дня в день. Четыре года назад пара решила усыновить малийского ребёнка, который приехал в страну в том же году. Как и многие их друзья они быстро отказались от идеи заводить собственного ребенка. С перенаселенной планетой и неопределенным будущим «это было бы преступлением», как однажды сказал Лео. Когда Сурия встретила 6-летнего Бирама, они быстро приняли решение усыновить его. Супруги не знают, какой климат ждёт его впереди, но, по крайней мере, они знают, что могут дать ему лучшую жизнь.

Планета помилована

Голос на конце телефона спокойный. «Я не осмелюсь выйти на улицу, где бушует снежная буря уже несколько дней. Нам повезло, что мы переделали изоляцию дома пять лет назад. Уютно устроиться в теплой гостиной – это прекрасно. И счета за отопление небольшие».

«Рада слышать это, мама. Я приеду к тебе, как только буря пройдет. Я видела дешевые билеты в Париж на Hyperloop (сеть капсул, приводимых в движение магнитным полем и разгоняющиеся до 1200 километров в час, была построена между Тулузой и Парижем в 2035 году).

Сурия отключилась от звонка. Голограмма её матери исчезла в её наручных часах.

Она вспомнила свой дом детства на юго-западе Франции, островок спокойствия и тишины с солнечными панелями. Чтобы оплатить их, ее родители воспользовались доступной схемой кредитования, введенной правительством в 2023 году. Это было дорогостояще, но полученная в результате экономия энергии и воды покрыла необходимые выплаты. Сурия и ее партнер Лео тоже отремонтировали изоляцию в своей квартире в Нанте и подсоединили ее к местной отопительной сети на возобновляемом газе, полученным от переработки промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Дилемма

Решение было несложным. Сурия занимается реставрированием города: она предлагает жителям программы капитального ремонта под ключ, ищет специалистов в торговле и наиболее доступные технические решения. Когда она была маленькой, эта профессиональная область практически не существовала, но с тех пор, как она поступила в университет в 2030 году, сектор процветает.

И не без основания: за несколько лет до этого во Франции быстро ускорился экологический переход. Вдохновленное выборами в 2021 сделать европейские климатические цели еще более амбициозными, новое французское правительство, пришедшее к власти в 2022 году, решило привести всю государственную политику в соответствие со сценарием Негаватт-2050. Это стало первой дорожной картой по становлению Франции углеродно-нейтральной к середине века.

Сурия знает наизусть сценарий Негаватт: это было предметом ее диссертации. Работая над ней, она взяла интервью у Тьерри Саломон, вице-президента Негаватт.

«Французский народ мог бы принять этот сценарий – ясный и реалистичный путь экологического перехода», сказал он. «Реновация 780 000 домов, повышение эффективности транспорта почти на 60%, снижение уровня потребления мяса к уровню 90-х годов, прекращение импорта ископаемого топлива и достижение 100% возобновляемой энергии к 2050 году. Все за счет сокращения потребления энергии на две трети. Это возможно и было бы чрезвычайно выгодно для экономики». Сурия ушла после интервью другим человеком. Предсказание сбылось. Сурия удивляется, как избыток солнечной энергии летом или энергии ветра в ветреную погоду может быть переработан в биогаз и сохранен на зиму при помощи электролиза.

Вместе с Лео, управляющим сетью сельскохозяйственных кооперативов в районе Нанта, Сурия путешествовала по Европе на велосипеде, чтобы отпраздновать свое 25-летие. Во время путешествия они обнаружили, как с 2017 года португальский муниципалитет в городе Вила-Нова-ди-Гая с населением 312 тысяч человек производит треть электроэнергии, превращая отходы в биогаз. В Норвегии, на берегах Осло-фьорда, Сурия настояла на посещении первой в мире энергопозитивной школы. С момента завершения строительства в 2018 году здание производило 30 500 киловатт-часов электроэнергии в год, что эквивалентно среднегодовому потреблению электроэнергии двумя семьями с тремя детьми.

Тихие улицы

Сидя на своей зеленой террасе, супруги размышляют о том, как всё изменилось. В 2010-х их родители были в полном отчаянии. Неделей ранее Лео посмотрел документалку на эту тему. Вот что он думает: «Всё действительно начало меняться 20 лет назад. После новой европейской климатической политики, введенной в 2019 году, на американских президентских выборах 2020 года победила молодая женщина, одним из первых шагов которой стало немедленное повторное присоединение Соединенных Штатов к Парижскому климатическому соглашению. Она закрыла угольные электростанции и запретила добычу сланцевого газа. Это запустило эффект домино.

В тот вечер, прогуливаясь по улицам Нанта, которые затихли с тех пор, как разрешили пользоваться только электромобилями, Сурия и Лео говорили о том, как же здорово сейчас жить. Они прошли мимо трамвайных путей, используемых для ночной перевозки грузов в центр города вместо грузовых автомобилей. Уличные фонари включались только тогда, когда к ним подходили, а затем выключались снова. Подняв глаза, Сурия и Лео наконец-то снова увидели звезды.

Перевод Любови Самыловой

2049: Open Future
2049: Open Future

The politics of tomorrow start with the politics of today. Beyond any one theme, this collection of essays, stories, and interviews, complemented by infographics and amazing illustrations, looks forward to imagine the Europe(s) to be in 2049.

Order your copy