В бельгийском городе Гент реализуется широкий спектр проектов и инициатив, касающихся общин. Но ему еще предстоит принять модель, которая действительно ставит ориентированный на всеобщее достояние подход и логику в основу его институтов и процессов. Недавняя работа, проделанная экспертами по вопросам общественного достояния, дает городу план переосмысления и реконфигурации всех его структур с учетом участия граждан, совместного использования ресурсов и «транслокационного» сотрудничества.

Мишель Баувенс (Michel Bauwens) , один из мировых экспертов по вопросам общественного достояния и основатель P2P Foundation, выделяет по крайней мере три основные причины, по которым города хотели бы стимулировать инициативы и проекты, связанные с общими ресурсами. Во-первых, они играют важную роль в экологическом переходе, они позволяют совместно использовать товары, мастерские и инфраструктуру. Во-вторых, они позволяют быстрее перейти к экономике замкнутого цикла за счет обмена информацией о производственных цепочках, а также предлагают возможности для местных рабочих мест и значимого для данного сообщества труда.

И вместо того, чтобы передавать все на аутсорсинг частным компаниям, работающим с длинными цепочками поставок, общие ноу-хау и платформы координации позволяют реализовать более короткие цепочки поставок и распределения. И, наконец, поскольку общие ресурсы основаны на открытых системах, они укрепляют демократию и участие. Однако чего по-прежнему не хватает в Генте и других местах, так это модели “города-производителя” общественного достояния, а именно производственной модели, основанной на открытом дизайне.

Приверженность общему достоянию

Гент, город с населением 260 000 жителей в Бельгии, имеет замечательную историю гражданских инициатив и других форм самоуправления. В средние века это был большой богатый город с более чем 50 гильдиями. Во время промышленной революции он был колыбелью новых рабочих движений и кооперативов. Вот уже около десяти лет наблюдается третья волна деятельности, которая сейчас включает более 500 гражданских инициатив, начиная от энергетического кооператива и цифровой платформы граждан для каршеринга и заканчивая многочисленными местными инициативами в области питания.

На политическом уровне Гент имеет традицию прогрессивных партий с относительно большой Партией зеленых, которая действует в течение последних нескольких десятилетий. На местных выборах 2012 года красно-зеленый «список картелей» получил большинство в городском совете. Он управлял городом вместе с Либеральной партией на основе инновационного социально-экологического городского проекта. Прогрессивная традиция выражается в открытой культуре разработки политики, оставляя 4000 муниципальных служащим Гента некоторую свободу действий для разработки собственных инициатив и взаимодействия с гражданами. Тем не менее, возможности бельгийских городов для разработки политики, а также их фискальная автономия ограничены по сравнению с такой страной, как Дания.

Поэтому не случайно, что городской совет Гента, заметив распространение гражданских инициатив, стал первым городом в мире, который попросил Мишеля Баувенса разработать План перехода на (commons) общинное достояние для Гента. Баувенс и его коллега поселились в Генте весной 2017 года, побеседовали с 80 гентскими простыми людьми (гражданами, ведущими или участвующими в проектах, касающихся общин), провели опрос о характере общин и роли города, а также опросили различные муниципальные службы и депутаты городского совета. В результате была создана вики-страница из примерно 500 задокументированных гражданских инициатив.

Однако цель заключалась не только в том, чтобы составить карту проектов, поскольку вопрос исследования был двояким и имел политический характер. Сначала были рассмотрены потенциально новые стимулирующие и регулирующие отношения между местным правительством Гента и гражданами, призванные способствовать развитию инициатив в области общин. Затем он спросил, могут ли города быть участниками социальных, экономических и институциональных изменений в то время, когда национальные государства больше не могут регулировать транснациональную экономику. Могут ли сети городов быть частью новой транснациональной модели управления?

Основываясь на исследовании общин во многих городах, Баувенс для целей своего Плана перехода общин основывается на двух предпосылках. Во-первых, городской совет, инициативы простых граждан и многие жители Гента больше не являются чисто местными субъектами. Они стали частью транснациональных и транслокальных сетей, которые вместе могут оказывать влияние на социально-экономические изменения во всем мире. Это особенно заметно в новых «глобальных дизайнерских сообществах». Локальные проекты, такие как fab labs1, связаны с глобальными информационными потоками fab lab, сообществами, а иногда и коалициями. Во-вторых, города могут более сознательно управлять своим сотрудничеством. Уже есть примеры в области климатической политики или регулирования Uber, но это можно сделать гораздо дальше. Международные коалиции городов должны быть настоящими институтами транслокационного и глобального сотрудничества.

Ты будешь моим партнером (город)?

Одно дело ценить инициативы в области общинного благоустройства, а совсем другое – организовываться как местное правительство, предлагая структурную поддержку. Это требует фундаментального сдвига в культуре и структуре правительства, для чего Баувенс использует концепцию «государства-партнера», перенесенную здесь на город как на местное самоуправление. Таким образом, город больше не является территорией, на которой политики должны вести себя как менеджеры; это, прежде всего, живое сообщество творческих граждан. Это означает, что вместо приватизации предприятий или передачи на аутсорсинг государственно-частному партнерству целью является развитие государственно-гражданского партнерства.

Чтобы сделать Гент городом-партнером, Баувенс начинает с того, что уже существует в городе с точки зрения политики перехода. В контексте своей более широкой климатической политики Гент в течение нескольких лет знал Gent en Garde – стратегию устойчивой продовольственной системы для города. Центральным органом в рамках этой переходной стратегии является Voedselraad (Продовольственный совет), объединяющий всех участников продовольственной цепочки, тем самым объединяющий многие существующие и новые инициативы, касающиеся местных продуктов питания и так называемых коротких цепочек поставок, и позволяющий производителям и потребителям контактировать каждому с каждым.

Продовольственный совет, как представительный орган, также включает людей в корпоративные структуры, которые не могут или не хотят вести переговоры на равных с инициаторами новых общин. Вот почему необходим второй орган, ответственный орган, которым в данном случае является существующая рабочая группа по городскому сельскому хозяйству. Сама эта независимая рабочая группа представляет собой коалицию различных проектов городского сельского хозяйства, экспертов и преданных делу граждан. Это позволяет мобилизовать экспертные знания по гражданском обществе в нейтральном от власти (power-neutral) пути. (Пер: Имеется в виду построение экспертизы, которая не обусловлена властными отношениями, не влияет на них и не создает новых).

На основе этой существующей структуры и для активизации гражданского участия План перехода общин может помочь в создании двух новых институтов. Во-первых, Генеральные штаты общин, организованные по секторам и действующие как зонтик. Это платформа, предназначенная для граждан, которые заботятся об общем достоянии и привержены им. Второй орган – Палата общин, аналогичная существующей Торгово-промышленной палате. В этой палате граждане выступают с позиций предпринимателей, приверженных устойчивости и будущему экономики общего пользования.

Разница во взглядах делает незаменимыми оба этих института. Стремясь этим двояким путем к большему количеству голосов и влиянию, орган набирает силу в своем диалоге с органами представительной власти и городом. Они следят за совместным созданием и создают барьер против любой долгосрочной инкапсуляции под влиянием местной политики. Вся схема может быть применена для многих других секторов, при этом государственные органы постоянно подпитываются общими инициативами и идеями.

В дополнение к этому, Бауэнс предлагает скопировать успешные институты, например, из таких итальянских городов, таких как Болонья. Во-первых, первая Городская лаборатория общественного достояния для поддержки свежих экспериментальных инициатив, для разработки соглашений об общедоступных ресурсах и для распространения успешных инициатив и моделей. Во-вторых, правила общественного достояния, которые подтверждают право инициировать проекты, ориентированные на общинные ресурсы, и регулируют поддерживающую роль городов и других городских субъектов. «Право на инициацию» – это позитивное право, которое не направлено на замену государственных услуг, но несет в себе ценности «заботы» и «реформы».

Где встречаются течения

Поразительно, но будь то стимулирование общественного достояния или регулирование таких гипер капиталистических проектов как Airbnb, в сегодняшнем мире города лидируют. Так что Лондону, а не британскому правительству хватит смелости принять меры против Uber, если он нарушит существующие правила. Города в авангарде неслучайно. Даже если на то есть больше причин, тот факт, что местный совет более доступен для граждан, чем национальное правительство, безусловно, имеет к этому какое-то отношение; и наоборот, мэру легче привлечь местных участников к разработке политики.

Однако за этим прагматическим ответом скрывается идеологический аспект, который в моей книге Vrijheid & Zekerheid (Свобода и определенность) я описываю как «страну двух течений» В Европе существует как доминирующее неолиберальное основное течение, так и альтернативное противодействие. Основное течение формируется правительствами большинства стран, международными организациями и крупными корпорациями. Национальные правительства оказываются под смирительной рубашкой ценностей Маастрихтского договора (ставящие денежные цели выше социальных и экологических). В этом смысле городские власти обладают большей автономией; присутствовать в каждом городе лоббистам крупных корпораций просто невозможно.

Город – это место, где начинается множество устойчивых гражданских инициатив, которые, подобно небольшим ручьям, впадающим в большую реку, объединяются, чтобы укрепить друг друга. В основном к этому подводному течению присоединяется уровень местного самоуправления, который ближе всего к гражданам. Это также место, где местные альтернативы могут успешно развиваться в настоящую политическую альтернативу. Избрание Ады Колау мэром Барселоны на гражданской платформе Barcelona en Comú является иллюстрацией того, как это может происходить.

Объединение усилий

Если города хотят быть активными участниками новой формы транснационального (или вне национального) управления, им необходимо активно создавать коалиции общин, состоящих из нескольких городов. Это в то же время прагматическое предложение: по мере того, как простые люди и предприниматели проявляют инициативу и создают местные стандарты, возрастает потребность в том, чтобы сделать их достаточно сильными и позволить им работать в классической ориентированной на прибыль среде, которая сдвигает социальные и экологические издержки (внешние эффекты ) на общество. Инициативы городов и общин могут получить реальную значимость только тогда, когда им удастся объединить свои ноу-хау и инфраструктуру. Совместно города могут, например, поддерживать разработку программных платформ с открытым исходным кодом, позволяющих создавать рабочие системы общего пользования, например, для совместного использования автомобилей и велосипедов, чеканки дополнительных монет или управления производством продуктов питания в сельском хозяйстве с короткими цепями, от семян до онлайн-продаж.

Частично это будет означать обмен ноу-хау о подходе к общественному достоянию в разных городах. Тогда мы сможем увидеть, какие нормативные акты и новые институты работают наиболее эффективно в поддержке общественных инициатив. В качестве полезного примера Баувенс ссылается на коалицию 16 крупных городов, подписавших Барселонское обязательство и свою модель FabCity, которая направлена на перераспределение половины производства продуктов питания к 2054 году.

Новые транслокальные горизонты

Важность плана Перехода к общественному достоянию, который Мишель Баувенс разработал для Гента, явно выходит за рамки его местного характера. В частности, решающее значение имеют новые институциональные структуры, которые предлагает Баувенс. Ясно, что после десятилетнего роста гражданских инициатив Генту нужны новые структуры, чтобы направить эту энергию, чтобы изменить общество и его экономику в направлении более честного, устойчивого и общего будущего.

Все предлагаемые инновации на городском уровне потребуют много времени и энергии у местных жителей, правительств и плодотворных предпринимателей. Здесь есть большая опасность того, что каждый осознает важность расширения транслокальных сетей, но не сможет сделать их реальностью. В своем плане Баувенс упоминает о необходимости транслокальных сетей в дополнение к тому, что должно происходить в самом городе. Было бы важно с самого начала закрепить транслокальный аспект в каждом новом институте и инициативе.

Однако для создания синергетического эффекта необходимо более тесное сотрудничество. Важное значение в этом отношении имеют сети городов, которые сотрудничают с сетями университетов для разработки и обмена необходимыми знаниями и дизайном. Если завтра 20 больших и малых городов выделят средства на разработку, скажем, цифровой платформы для альтернативного Fairbnb, а затем внедрят ее в сотрудничестве с акторами городского сообщества, тогда появится реальный политический рычаг противодействия неолиберальным акторам.

Это настоящая борьба, с которой мы сталкиваемся, и урок, который следует извлечь из 1970-х годов. В те дни, благодаря энергии того, что мы сегодня называем «Май 68», был также широкий спектр гражданских действий и инициатив, претендующих на большее пространство для гражданской автономии по отношению к правительству и экономике. Если это пространство было выиграно в области, скажем, новых прав (однополые браки, гибкие возможности карьерного роста, эвтаназия…) в ряде стран, то в области экономики произошло обратное – граждане потеряли свои позиции.

Благодаря глобальной организации сила делового сектора значительно превзошла и власть государства-нации, и самоорганизующихся граждан. Если новая волна гражданских движений должна обрести реальную власть, она должна будет с самого начала организовать себя транслокально, в результате чего коалиции городов с четкими политическими и экономическими целями возьмут на себя инициативу. Это потребует осведомленности и постоянного внимания со стороны Зеленых активистов и политиков, которые должны лежать в основе всех их действий.

1) Fab lab (производственная лаборатория) – это небольшой цех, предоставляющий услуги и оборудование для цифрового производства.

2)Vrijheid и Zekerheid. Naar een sociaalecologische samenleving (EPO, 2016, на голландском языке). Дирк Холманс. Эссе на английском языке с основными элементами книги будет доступно в конце 2017 года на веб-сайте Зеленого Европейского фонда (проект Ecopro): www.gef.eu

Talk of the Town: Exploring the City in Europe
Talk of the Town: Exploring the City in Europe

'Talk of the Town' focuses on cities and their significance across Europe and beyond, both as the site of key transformations and new dynamics, but also as political actors in their own right.

Order your copy