Независимо от того, отзовётся ли он эхом из поколения в поколение, кризис здравоохранения стал очевидным моментом перелома, демонстрирующим как необходимость, так и потенциал совершенно другого мироустройства. Но изменения будут зависеть от выбора, движений и идей, определяющих нашу реакцию.

Кризис в области здравоохранения стёр границы между многими проблемами, стоящими перед нами в 21 веке. Как мы живем вместе в глобализированном мире; что больше всего ценит наше общество; как относиться к науке, медицине и технологиям и как обратить вспять разрушение окружающей среды? В ходе пандемии такие фундаментальные вопросы объединились вокруг того, что лежит в их основе: жизни и самом сосуществовании. В результате, 2020 год прошёл в состоянии всеобщего кризиса, став потрясением, вызванным кризисом в области здравоохранения и экономическим коллапсом, в то же время, когда бушевали лесные пожары и циклоны, а конфликты внутри и между обществами становились всё больше и больше. Во время пандемии человечество также продемонстрировало свои величайшие источники надежды: солидарность и заботу, способность к сотрудничеству и изобретательность.

вирус демонстрирует глубокую несправедливость в своих разрушительных последствиях, а уязвимость многих западных стран показывает хрупкость систем, ориентированных исключительно на рыночную эффективность

На фоне радикальных социальных сдвигов, поведенческих изменений и вмешательства правительств, было выдвинуто много идей о лучшем постпандемическом мире. В конце концов, вирус демонстрирует глубокую несправедливость в своих разрушительных последствиях, а уязвимость многих западных стран показывает хрупкость систем, ориентированных исключительно на рыночную эффективность. Covid-19 – это не просто стихийное бедствие. Пока продолжается расследование природы его происхождения, экстрактивное использование земель и индустриализированная продовольственная система продолжают являться ключевыми факторами появления новых смертельных болезней. Однако одного патогена будет недостаточно, чтобы обеспечить более справедливое и устойчивое будущее; действия государств, различных движений, сообществ и бизнеса будут иметь решающее значение.

Именно через эту призму издание Green European Journal рассматривает пандемию и ее значение для общества. Пандемия усиливает и меняет существующие разногласия и неравенство, от роли женщин в ключевых видах деятельности до ускоряющейся цифровизации труда и общественной жизни. В процессе глобального роста антирасистского движения и реорганизации политической арены появляются новые объекты солидарности, нарративы и напряженность. Как это видно в заброшенных туристических объектах Италии, во многолюдных кварталах Барселоны и в новых зеленых муниципалитетах Франции, вопросы общественных услуг, пространства и окружающей среды, определяющие жизнь в городе, приобретают еще большую актуальность. Столкнувшись с ценой опасных сокращений государственного сектора во многих странах, издание продолжает исследовать недостатки нашей экономической модели и незаменимую, но меняющуюся роль “государства всеобщего благосостояния” в обеспечении всеобщего благополучия. Начиная от биологического мониторинга и глобальной миграции до устойчивости к противомикробным препаратам и культурных последствий этого коллективного шока; мы также с нетерпением ждем, постоянно вопрошая, как же этот кризис повлияет на наш мир в ближайшие годы.

Хотя эксперты в области здравоохранения и ученые годами предупреждали о риске пандемии, то, что первая волна застала Европу врасплох – вполне объяснимо. Благодаря солидарности – спонтанной или направленной через государство всеобщего благосостояния, – европейские общества смогли выжить. Серьезность второй волны, которая наступит всего через несколько месяцев поднимает новые вопросы об устойчивости, государственных возможностях и тревожной тенденции к самоуспокоению. Для Европейского Союза, привыкшего к кризисным потрясениям, пандемия продолжает быть испытанием его институциональных основ. Несмотря на экстренный фонд восстановления, его политика остается далекой от реальности на местах и сдерживается играми за власть между его участниками. Следующим рубежом европейского сотрудничества, какими бы ни были препятствия, должна стать позитивная политика, основанная на благополучии, здоровье и солидарности.

Пандемия разразилась как раз в тот момент, когда экология приспосабливалась к новому виду централизации. Хотя борьба с изменением климата далека от победы, теперь она формирует политику как внутри стран, так и на глобальном уровне. С Covid-19 последствия стали гораздо серьезнее. Кризис в области здравоохранения, локдаун и рецессия вновь поставили государственные услуги и проблему рабочих мест в центр дебатов; но в то же время, экологические проблемы – от загрязнения воздуха и городского пространства до “экономики ухода” (the care economy) и качества жизни – становятся все более актуальными. Во многих европейских городах, регионах и странах партии зеленых занимаются государственным управлением в условиях кризиса, сталкиваясь с нелегкими компромиссами и непредвиденными приоритетами.

С Covid-19 связь между нашим здоровьем и здоровьем окружающей среды приобрела прямой и чрезвычайно личный характер.

В бурно меняющейся политической обстановке, на фоне растущего общего недовольства, зеленое правительство должно направлять требования новых движений и отвечать людям, выходя за рамки традиционных протоколов, если оно хочет сыграть значимую роль в этом процессе. Но убедиться, что связь между кризисом в области здравоохранения, потеплением климата и массовым вымиранием не утрачена, не трудно, поскольку всё это является реальными проблемами. С Covid-19 связь между нашим здоровьем и здоровьем окружающей среды приобрела прямой и чрезвычайно личный характер. В основе этой реальности лежит мощный контекст, который необходимо раскрыть, чтобы добиться перемен к лучшему будущему. Это гораздо шире, чем просто экологический вопрос. Он затрагивает все аспекты того, как мы сосуществуем, работаем, занимаемся производством и принимаем коллективные решения.

2020 год знаменует собой однозначное вступление в 21 век. Политика жизнеустройства проявилась здесь во всей своей сложности. В отличие от финансовых кризисов, войн или политических потрясений, этот кризис здравоохранения заставил всё резко остановиться. Перезапуск социума таким образом, чтобы предотвратить повторение ситуации, потребует кардинальных изменений, необходимость которых теперь не вызывает сомнений. Политическая экология необходима для преодоления этого периода неопределенности. Благодаря укреплению солидарности и устойчивости, формированию нового консенсуса в отношении того, что действительно важно, и созданию новых отношений с миром природы, он может сохранить жизнь и возможность сосуществования в центре нашей политики.

Перевод Людмилы Гавриленко

Life Under Shock: Understanding the Pandemic
Life Under Shock: Understanding the Pandemic

Recognising that a pathogen will not bring forth a fairer, more sustainable future but people, ideas and politics can, this edition asks how the health crisis will influence our world in the years to come.

Order your copy